1

Тема: Отстройка баса для игры слэпом

Здравствуйте,  дорогие бас-гитаристы! У меня технический вопрос.

Многие курсы слэпа начинаются с упражнений. Вопрос об отстройке баса как-то не поднимается.
Под отстройкой я понимаю прогиб грифа и высоту струн, например, над 17 ладом, как у Фендеров
в буклете. В англоязычной сети достаточно противоречивые данные на это счёт. Кто-то считает,
что нужно совсем прямой гриф выставить без прогиба (стандартный прогиб грифа у Фендеров
0,015 дюйма на 8 ладу при струне, зажатой одновременно на первом и последнем ладу).
Насчёт высоты струн (action) пишут прямо противоположное, то low, то high, обычно без указания точных величин.
Существует ли оптимальная настройка, которая бы не тормозила прогресс в технике по мере усложнения приёмов?

Слэп слэпу и бас басу рознь, но я приведу Образец исполнения и инструмента, который мне лично больше всего нравится:
https://www.youtube.com/watch?v=1oZBoKimsjY

2

Re: Отстройка баса для игры слэпом

Добрый вечер. Играть слэпом можно при любой высоте струн над грифом. Одни любят, когда струны высоко над грифом, другие, когда очень низко. У меня все струны на средней высоте. Причина такая - сам не люблю крутить и регулировать гриф. Грифы на всех моих 3х басах отстроены на среднее положение (высоту) струн, при которой сезонные колебания прогиба грифа не влияют.

3

Re: Отстройка баса для игры слэпом

Уважаемый bassmanic, большое спасибо за ответ! Как я понял, средняя высота у Вас примерно соответствует фабричной спецификации. В принципе, очень логично так настроить бас на фабрике или в мастерской, чтобы музыкант потом не парился особо с сезонным "гулянием" грифа.

А я вот люблю настраивать гриф, на своём Стингрее я накрутил струны очень низко, где-то 1.4 мм над 17 ладом. Pop делать легко, но потом у меня закрались сомнения, что мускулы не разовьются достаточно, на других басах будет тяжело играть, да и по динамике звук будет зажат.   

Я задал вопрос, но продолжил искать в Инете, всё таки я был неправ, в англоязычной сети есть ответ, только
не на форумах, а в книге Roger Sadowsky с названием Bass Setups of the Rich & Famous. Кому интересно:
Роджер устанавливает каподастр на 1-й лад, чтобы не учитывать высоту верхнего порожка, поскольку он может быть пропилен по-разному, и замеряет высоту струны над 12-м ладом. Так вот,
Low action - это 2/32 = 1/16 дюйма для струны Соль, и 3/32 для струны Ми. 1 дюйм = 25,4 мм.
High action - это 3/32 дюйма для струны Соль, и 4/32 = 1/8 для струны Ми.
Струны Ре и Ля настраивают на промежуточные значения между Соль и Ми.
Дальше Роджер говорит, что в 80-х Маркус Миллер настраивал low, но потом заметил, что бас перестал "говорить" и
начал ставить струны повыше. Так что, видимо, особо не надо гнаться за low.

4

Re: Отстройка баса для игры слэпом

Уважаемый subbass, правильно, "чтобы музыкант потом не парился особо с сезонным "гулянием" грифа. "

Не люблю "париться" с настройкой грифа. На моем Music Man Sterling (4 str) заводская высота струн, на Music Man Bongo (5стр) мастер поднял чуть выше, а на Tune bassmaniac (Japan) струны немного пониже.

5

Re: Отстройка баса для игры слэпом

Так а в чем проблема то?)))) Настрой инструмент так, чтобы ничего не звенело как при пальцевой игре, так и слэпом, а потом смотри на динамику.
Искать какие-то миллиметры глупо, поскольку все инструменты и руки разные.

6

Re: Отстройка баса для игры слэпом

Уважаемый Куджо, если начинаешь что-то с нуля проблема, разбиваясь на две подпроблемы, состоит в следующем:

Подпроблема-1. Если сначала не получается, то это может быть по причине качества и отстройки инструмента или по причинам отсутствия или неправильности навыков. Или по обеим этим причинам сразу. Полезно ознакомиться с мнением людей опытных, узнать какова норма и допустимые пределы.
Подпроблема-2. Плохие привычки. Сначала что-то может показаться лёгким, но впоследствии это будет сильно лимитировать дальнейшее развитие. Переучиваться, как известно, достаточно тяжело.

Насчёт миллиметров. Может быть действительно глупо опираться только на них. Но норма (стандартная настройка) всё-таки выражается количественно. У Фендеров и Мьюзикменов она примерно одинакова. Если сам настраиваешь, то неплохо знать.

Теперь про Ваш подход. Сегодня утром именно так я и поступил. Настраивал JB. В итоге получилось почти тоже самое, что и со Стингреем. Низко, superlow action. Будем считать, что Ваш подход работает. Мне такой звук больше нравится и играть легко. Вот отсюда и стартуем. Потом когда-нибудь повыше поставлю.

Прошу прощения за излишнюю, быть может, дотошность. В мультике про Симпсонов есть шутка, что если ты негр, то ты умеешь играть на бас-гитаре. Ну а если не негр, то что делать?

7

Re: Отстройка баса для игры слэпом

subbass, все правильно (про совет). Удачи!

8 (2015-05-19 15:39:43 отредактировано curgen))

Re: Отстройка баса для игры слэпом

В мультике про Симпсонов есть шутка, что если ты негр, то ты умеешь играть на бас-гитаре.

В Саус-Парке вообще-то  ;D.

Написал сначала много букв, но решил укоротить - отстраивай гриф и высоту струн так, чтобы не травмировать себя и окружающих. Ни физически, ни психически =).

Ну и помни о том, что отсутствие прогиба снижает плотность и мощь звучания бас-гитары. И вполне логично, что инструмент с твоими настройками должен адекватно звучать не только слепом, но и пальцами/медиатором.

По поводу дюймов и миллиметров любимых исполнителей - один гладит струны (Ришар Бона, Алан Керон, Эдриан Феро etc), другой цепляет от души (Фли, Алекс Вебстер, Стенли Кларк etc), об этом тоже надо помнить.

Многие "навороты" интересны до тех пор, пока их у тебя нет. © Alex

Всюду сквозит одержимость тел манией личных дел. © И. Бродский

9

Re: Отстройка баса для игры слэпом

Уважаемый curgen), спасибо за Ваши советы и поправку насчёт Саус-Парка!

В Вашем совете та же мысль, что и у Куджо про правильное сочетание как пальцевого, так и слэпового
звукоизвлечения на одном инструменте.

Тут вылезает смежный вопрос про разность в громкости, слэп (у меня) имеет тенденцию звучать заметно громче пальцев. Следует ли выравнивать громкость звукоизвлечением, или это вопрос регуляторов или компрессии?

Лично мне нравится умеренный слэп, как в приведённом выше примере в исполнении Mel'а Brown'а, тепло, вкрадчиво, и грувеносно! Да, есть другие подходы, например, один из основоположников стиля Louis Johnson лупит и дёргает так, что диву даёшься, как там лады в дерево грифа не залезут, или пальцы не отвалятся.

10

Re: Отстройка баса для игры слэпом

Логично, что без компрессора слэп будет звучать несколько громче пальцев, если, конечно же, последними не драть струны с той же силой. Ну и пусть *PARDON*. В рамках басового соло это даже приемлемо, а в остальном очень редко в современной музыке (не джазовой и т.п. направленности) можно слышать этот самый слэп.

Вот честно - тема немного напоминает анекдот о том, куда бороду класть - под одеяло или на одеяло :D. Играй, как удобно, как нравится, как комфортно, а результат записывай и внимательно слушай. Неплохо оный и сюда выложить *YES*.

Если получается ритмично, чисто, и бас при этом звучит как бас, - не все равно ли, чем и как музыкант извлекает звук?

Многие "навороты" интересны до тех пор, пока их у тебя нет. © Alex

Всюду сквозит одержимость тел манией личных дел. © И. Бродский

11

Re: Отстройка баса для игры слэпом

Уважаемый curgen), ещё раз спасибо за дополнительные советы и за весёлую аналогию с бородой и одеялом.

Однако я снова прошу прощения за дотошность и поясняю свою позицию аналогично моему ответу Куджо. Но только с примерами.

Вот есть ролик:
https://www.youtube.com/watch?v=ELwawjXls6s
На нём эксперт поясняет популярные ошибки в звукоизвлечении начинающих играть слэпом, связанные с неправильным выбором преподавателя, например, гитариста, а не басиста, или возникшие при самообучении. По его словам эти ошибки приводят к развитию стойкой вредной привычки, от которой потом  сложно избавиться, и что тормозит прогресс и переход к более сложной технике, например, double thumb, хотя поначалу есть впечатление, что техника работает хорошо и вполне приемлема. Большой  процент негативных отзывов на видео соответствует позиции, излагаемой возмущёнными гражданами в комментариях. Суть возражений сводится к свободе музыканта выбирать способ звукоизвлечения, о чём говорите и Вы.
Но есть другой ролик того же эксперта, где он делает обзор слэповой техники:
https://www.youtube.com/watch?v=KMOzo1Ij6Oo
На мой вкус играет он прекрасно, так что можно и не сомневаться в его компетентности.

Если смотреть совсем по-крупному, суть проблемы - в соотнесении академического и дилетантского подходов.
Академический подход - выбор хорошего преподавателя и освоение передового опыта десятилетий или даже столетий. Дилетантский подход - поиск с нуля и открытие чего-то сугубо своего. Опасность академического подхода - зачастую слишком скучный, по сравнению с пионерами, результат. Опасность дилетантского подхода - долгое и трудное изобретение велосипеда. Поэтому большинство выбирает золотую середину, освоение классики и поиск индивидуальности на обретённом фундаменте.

Вопрос моей темы - академическое отношение к вопросу об отстройке баса. Заметьте, что уважаемый bassmanic кратко сформулировал академическую, проверенную десятилетиями позицию. Вы высказываетесь за свободное творчество, а Куджо - золотая середина, краткая формулировка давно экспериментально опробованного совета в поиске индивидуальности. Думаю, такой веер мнений будет по любой теме, а не от глупости моего вопроса.

Также заметьте, что многословие данного поста проистекает от ответа на вопрос о постановке вопроса.
Теперь представьте, что будет при попытке ответить на вопрос о постановке вопроса о постановке вопроса!
Хаха, думаю, все бас-гитаристы согласятся, что иногда лучше подёргать струны, чем трепаться языком.
За сим тираду свою и закругляю.

12 (2015-05-19 22:23:02 отредактировано curgen))

Re: Отстройка баса для игры слэпом

Давайте на ты перейдем, а то я себя малость некомфортно чувствовать начинаю. Я молодой исчО *DANCE*.

И сразу - если возникает вопрос об отстройке баса для слэпа, резонно предполагать, что у тебя что-то не получается сыграть? Может быть, перейти к конкретике? Или вопрос задан ради вопроса/обмена мнениями?

По поводу роликов от БассВизарда - как-то я весь его канал пересмотрел чисто из любопытства. Мне НЕ нравится, как он выглядит *CRAZY* и как он играет, мне НЕ нравится звук слэпа на его басу, который я бы назвал "хочу как Миллер, но не Миллер". Я бы поднял струны повыше, бас стал бы "дышать", и объему поприбавилось. И не пришлось бы наваливать низких частот, которые меня просто душат. Да, слушаю я это через карту DigiDesign MBox2 Mini и уши Audio-Technica ATH-M50.

Насчет игры большим пальцем вниз - соглашусь:

1. Звук не такой плотный, как от техники а-ля Вутен.

2. Не выйдет играть дабл-тамб.

3. Куча призвуков (привет Фли).

4. Неудобно и нефизиологично играть, если бас, пардон, не на яйцах.

НО Фли тот же пальцем вниз играет и пишет платиновые альбомы, да и Адам Нитти (вот уж кого можно поистине назвать ювелиром в плане звукоизвлечения) на своем поприще тоже не отстает.

Так что основная проблема вовсе не в технике, а в головах. Это еще проф. Преображенский говорил.

Если совсем по теме вопроса - умеренно высокое расположение струн над грифом, чтобы не было баззинга. Ощутимый прогиб, заметный без лупы. Датчики подняты так, чтобы струны не задевали их.

Да тут многое и от особенностей инструмента зависит, от радиуса накладки и прочего, прочего, прочего.

Когда я отстраиваю высоту струн, то ориентируюсь в том числе и на удобство при игре большим пальцем вверх-вниз, чтобы довольно легко было делать движение вверх и не травимироваться.

Собственно про академический подход - частенько отказ от слепого следования стандартам и проявление оригинального мышления творят чудеса. Посмотрите, как держит руки гитарист Пэт Метини. Вот если бы он думал о корявой их постановке, играл бы он ту музыку, которую все мы так любим?

Ну и, собственно, "Лишь в общем мнении существует цвет, в мнении — сладкое, в мнении — горькое, в действительности же  — атомы и пустота".

Многие "навороты" интересны до тех пор, пока их у тебя нет. © Alex

Всюду сквозит одержимость тел манией личных дел. © И. Бродский

13

Re: Отстройка баса для игры слэпом

http://www.basstream.ru/index.php?page=17;print

14

Re: Отстройка баса для игры слэпом

http://www.bassbel.com/forums/viewtopic.php?id=8154

15

Re: Отстройка баса для игры слэпом

http://www.bassbel.com/forums/viewtopic.php?id=8132
http://www.bassbel.com/forums/viewtopic.php?id=6446
http://www.bassbel.com/forums/viewtopic.php?id=8077

16

Re: Отстройка баса для игры слэпом

bassmanic, сразу видно человека, умеющего пользоваться поиском 8), респект вам)

Кстати, пользуюясь случаем, хочу спросить - а не вы ли случаем играете безымянным пальцем вместо среднего? Помню, где-то что-то было такое про вас.

Многие "навороты" интересны до тех пор, пока их у тебя нет. © Alex

Всюду сквозит одержимость тел манией личных дел. © И. Бродский

17

Re: Отстройка баса для игры слэпом

curgen)*DRINK*
Да, верно. Играл как все указательным и средним. Потом сильно порезал средний и стал играть безымянным и указательным. Да вот так и оставил..  ;)

18 (2015-05-20 19:44:37 отредактировано curgen))

Re: Отстройка баса для игры слэпом

Значит, не ошибся :).

А не сильно чувствуется разница в звуке указательного и безымянного? Безымянный все же сильно ближе к бриджу получается.

Просто у меня с безымянным получается как-то ровнее по динамике что ли. Они с указательным одной длины почти.

Многие "навороты" интересны до тех пор, пока их у тебя нет. © Alex

Всюду сквозит одержимость тел манией личных дел. © И. Бродский

19

Re: Отстройка баса для игры слэпом

curgen), вот где то читал, что даже получается выигрыш по скорости - длинна пальцев почти одинакова.

20 (2015-05-20 20:55:57 отредактировано curgen))

Re: Отстройка баса для игры слэпом

bassmanic, очень вероятно, кстати :).

Для скорости тремя пальцами все мечтаю научиться играть, но.... *PARDON*лень, матушка. Медиатором проще. Хотя вариант чередования безымянный - указательный - средний - безымянный гораздо удобнее простого чередования безымянный - средний - указательный - безымянный.

Многие "навороты" интересны до тех пор, пока их у тебя нет. © Alex

Всюду сквозит одержимость тел манией личных дел. © И. Бродский

21

Re: Отстройка баса для игры слэпом

Читая пассажи, вспомнилось: когда купил акустику, меня предупреждали, что если освоить бой под цоя, то потом не удастся переучиться. Ничего страшного не произошло - я никакого не освоил))))))

22

Re: Отстройка баса для игры слэпом

Куджо пишет:

Ничего страшного не произошло - я никакого не освоил))))))

True story  :\'(...

Многие "навороты" интересны до тех пор, пока их у тебя нет. © Alex

Всюду сквозит одержимость тел манией личных дел. © И. Бродский

23

Re: Отстройка баса для игры слэпом

1) Если гриф сезонно "гуляет", то он "гуляет"  при любой высоте струн и любом прогибе.
2) Достаточно давно потратил немало времени, чтобы освоить "прогрессивные методы" игры на гитаре. Потом немало времени пытался найти им применение. Вывод - лучше бы я тогда в футбол поиграл или книжку какую-нибудь почитал.))

24

Re: Отстройка баса для игры слэпом

Вывод - лучше бы я тогда в футбол поиграл или книжку какую-нибудь почитал.))

Можно еще петь поучиться, например, вместо теппингов и слэпов. Или пианину освоить. Мышление развивает.

Многие "навороты" интересны до тех пор, пока их у тебя нет. © Alex

Всюду сквозит одержимость тел манией личных дел. © И. Бродский

25

Re: Отстройка баса для игры слэпом

О, Alex  появился тут!  *DRINK*  *BYE*  *BRAVO*