1

Тема: Лечение мёртвых зон

Привет, уважаемые!

Иногда возникает (у меня, ессно) ассоциация между какой-нибудь особенно хорошо вылизанной бас-гитарой и крупнокалиберной снайперской винтовкой. Изделия точмаша, так сказать. Но аналогия идёт и дальше. У винтовок уже в процессе выстрела до выхода пули ствол начинает колебаться, что отрицательно влияет на точность. У бас-гитары в процессе работы колеблются не только струны, но и корпус, в первую очередь гриф (об этом ниже), что тоже приводит к отрицательному эффекту, известному под названием "dead spot", т.е.  ноты с коротким сустейном, ибо гриф "пожирает" и рассеивают впустую энергию колебания струн, столь нужную для певучего исполнения.

Ессно, столкнуться с этой пагубой пришлось на практике. Как оказалось, моя пятиструночка Godin Freeway помимо невнятной струны B имеет короткий сустейн на струне G с 5 по 7 лад. Данное обстоятельство сильно раздражает, при том, что остальные 3 струны для меня идеально звучат (я поклонник скромного басиста по имени Roger Waters from Pompei), могу часами их дёргать. Но если без B жить можно и нужно, то без G получается бас-балалайка. Анализ многочисленных отзывов на разные гитары показывает, что ни старый (новый) добрый Precision, ни славный новый Rickenbacker 4003, ни свирепые Bongo от такой засады не застрахованы при покупке вслепую на заказ.

По сообщениям в печати "пассивное" восприятие данного явления приводило некоторых бас-гитаристов к разработке оригинальных стилей вокруг мёртвых зон. Чуть в стороне в практике нейлоновой испанской акустики утверждается, что особенно хорошо звучащие гитары просто должны иметь недостатки такого характера в угоду положительным резонансам. Но всё же бас есть бас.

Поиск научного обоснования зверского явления привёл к некоторым результатам:
http://www.acoustics.org/press/137th/fleischer.html
Продвинутая лазерная техника выявила интенсивные выбрации грифа. Наложение сетки ладов (т.е. частот нот) на уникальную для каждой гитары структуру резонансов грифа/корпуса при возбуждении в разных точках по длине грифа даёт в результате индивидуальную картину наличия "живых" и "мертвых" зон инструмента. Портрет инструмента. Ок. Примерно понятно. Отсюда после небольшого размышления следует вывод, что меняя собственные частоты колебаний грифа путём смены комплекта струн, подстройки анкерного стержня и утяжеления его головы дополнительным грузом можно так или иначе воздействовать на акустику гитары.

Действительно, данная мысль была уже запатентована и коммерциализирована. Например, патент US4,840,102 мистера Питтмена привел к созданию устройства Fat-head. Скачать можно здесь:
http://www.pat2pdf.org/

Хха. Fat-head for Butthead! Имеется ввиду тонкая латунная пластина, примерно копирующая голову грифа и прикручиваемая под колки. Помимо утяжеления и угол натяжения струн меняется. Анализ отзывов на данное устройство от дотошных буржуинов показал, что иногда, не всегда, действительно происходит существенное смещение мёртвых зон в область меньшего использования (вверх по грифу). Теперь планирую перейти к практическим опытам. Но хотел и Вас спросить о тех или иных шагах и мыслях в данном направлении, если Вы их когда-либо предпринимали. 

Да, прелесть дерева в уникальности структуры каждого бруска-куска, но ИМХО мой пост конкретизируют отдельный аспект уже неоднократно высказываемого ведущими и продвинутыми музыкантами данного Форума положения о необходимости внимательного тестирования и отбора приобретаемых, пусть и дорогих, инструментов.

2

Re: Лечение мёртвых зон

Ну что сказать... Есть Status и Zon, структура углеволокна однородна ( если тока не брак ), а так вряд ли что поможет, продавай и ищи инструмент лучше, тут как говориться надо было сразу смотреть и слушать...ихмо

Sex, drugs and bass ...
Latrodectus Custom 6 str.  / Zon Sonus 519 => Boss GT10B=>Emu 1212m

3

Re: Лечение мёртвых зон

2Олег: Да вот, случилось закупить инструмент "в порыве страсти" и в шумном месте. Ну я хоть понял, что хочу на самом деле только 4 струны, и к чему нужно прислушиваться повнимательнее.

4

Re: Лечение мёртвых зон

самое  действенное( оно же и самое гимморное) средство - искать другой угол грифа относительно корпуса.
Вкупе с подобором струн, тщательнейшей регулировкой анкера, кобылок на машинке и подвешиванием устройств типа FatFinger вылечиваются самые, казалось бы, безнадёжные варианты)))

Басим помаленьку...

5

Re: Лечение мёртвых зон

2Ниткин: спасибо за практические советы! Менятьугол грифа - до этого мысль как-то не добиралась пока, но выглядит действительно трудоёмким предприятием.

В процессе натурных экспериментов вчера проверил 4 струны без B, та же ситуация. Хоть напряжение грифа и ослабло на величину натяжения В, резонансы если и сместились, то неощутимо. 

Что же до подвешивания устройств, прикрепил к головке грифа небольшие, но довольно увесистые настольные тисочки, "моделирующие" струбцину FatFinger. На сей раз результат оказался радикальным, в смысле ради-КАЛ-ьным. Мёртвые резонансы бодро сместились аж на 5 ладов, но не в ту сторону! Теперь 5-7  лады G зазвучали протяжно, но пагуба на G обнаружилась с 0 по 2 лад и на 5 ладу D. Возникла идея пристально покрутить анкер с целью противоположного движения мёртвых зон. Мда, интересный процесс.

6

Re: Лечение мёртвых зон

А сустейнер не лечит ли эту хрень?

Давайте не будем юзать depositfiles.com! Не скачать нихрена.

7

Re: Лечение мёртвых зон

сустейнер..ты имеешь ввиду педаль? Было бы забавно смотреть на басиста, прыгающего по сцене..лекаря типа))

Басим помаленьку...

8

Re: Лечение мёртвых зон

2Kettle: если под сустейнером понимается устройство типа компрессора, т.е. управлемый усилитель, коэффициент усиления которого зависит от амплитуды сигнала, так что громкие звуки звучат несколько тише, а тихие  несколько громче и за счёт этого сужается динамический диапазон, удлиняется затухание, то к сожалению такое устройство мало полезно для лечения мёртвых нот. Дело в том, что "проседает", т.е. подыхает основной (фундаментальный) тон колебания струны. А гармоники остаются. Это хорошо видно на спектроанализаторе типа SpectraLab. Компрессор удлинит звучание, но за счёт проседания основного тона относительно гармоник звучание "истончается", т.е. звучит как бы на октаву выше. Это собственно и неприятно на слух. Можно пойти дальше и приторочить октавер, но как сделать, чтобы октавер понижал только избранную ноту (или малое их количество)?  :)

Есть акустический феномен, когда в басовом диапазоне фундаментальный тон убирают вообще, а оставляют 2, 3 и более высокие гармоники, которые создают хорошую иллюзию присутствия основного тона. Эту фишку использовали очень давно в органах и электроорганах (Хаммонд). Собственно если, как советуют, поставить фильтр ВЧ на 50 Гц, чтобы отрезать гул (да и обычные компьютерные колонки вряд ли воспроизводят более низкие частоты), то струна B тоже не пролезет своим основным тоном (около 30 Гц), однако её гармоники создают иллюзию глубокого баса. Но задница в том, что этот фокус прокатывает для очень низких звуков. А для уже довольно  высокой струны G пропадание основного тона её гармоники не компенсируют.

Поиск инфо о сущности графитовых грифов привёл ещё к одному интересному ресурсу о бас-гитаре вообще:
http://koti.mbnet.fi/bassment/Tone_Primers.htm
Действительно, мастера уделают много внимания собственным резонансам грифа. Как пишут, графитовые грифы (видимо цельные, а не деревянные усиленные графитом) столь жесткие, что не имеют резонанса во всём диапазоне фундаментальных тонов инструмента, и он оказывается ровно звучащим по всему грифу. Однако ув. Gary Willis предпочитает, чтобы резонанс грифа лежал низко. Видимо его не особенно парят мёртвые нотки, или они у него всё же не мёртвые. По поводу графитового усиления деревянных грифов протиречивые мнения. Г-н Sadowsky считает это малоэффективным мероприятием.

Продолжил практическую борьбу. Манипуляции с анкером пока не привели к улучшениям. Но пришла идея пойти на уступки гитаре и значительно снизить её строй. Так сказать, менять акустику (портрет колебаний)  не грифа, а струн. В итоге получилось хорошо исправить оба недостатка (мёртвая зона и невнятная B). Толстую B убрал, оставил 4 струны и настроил их ниже на 1.5 тона:
Вместо G-D-A-E получил E-B-F#-C#. 5-7 лады заработали с хорошим сустейном, а мёртвые ноты наверх не переехали, ибо на новом месте они уже не вызывают колебаний грифа! К тому же ноты ниже E на 4-й струне звучат лучше, чем они звучали на толстой B. Теперь если нужны открытые G-D-A-E, цепляю каподастр на 3-й лад и ОК. Жить стало веселей. Khool! 

Можь кому пригодится такая инфа. Ещё, вполне возможно, инструменты с недостатками тоже нуждаются в некоторой любви и понимании.

9

Re: Лечение мёртвых зон

Какое-то хитрое колдунство...

10

Re: Лечение мёртвых зон

Однако ув. Gary Willis предпочитает, чтобы резонанс грифа лежал низко.

Поясните плизз, что-то не понял смысл этих слов.

Перестань придумывать причины, чтобы меньше заниматься! (c) Nitkin

11

Re: Лечение мёртвых зон

Ув. Bassmast, поскольку Ваш ник наводит на мысль, что Вы занимаетесь изготовлением и ремонтом бас-гитар, я перевёл кусок текста по приведённой ссылке, посвященный грифам, может Вам это будет полезно:

Necks:
Even though the body makes up of an instrument’s mass, neck materials and construction are important to tone. Some builders feel a single piece of wood is best, while others take the laminate approach. Some feel that reinforcing the neck with a stiff, light material like graphite improves tone, while others believe the best approach si to make the entire neck out of an alternative material. Everyone agrees, though, the neck must be strong enough to withstand the pull of the strings. “Laminated necks are more stable”, says Bob Mick, “but in general, aheftier neck gives better tone”. Ken Smith believes graphite reinforcement evens out a neck’s response, while Roger Sadowsky prefers unreinforced, one-piece flat-sawn maple necks to laminate construction. “Every few years I make a batch of graphite-reinforced necks, just to remind myself it doesn’t make much difference”, says Sadowsky. “They still get acoustic dead spots, and they’re not significantly stiffer than our unreinforced necks. However, the fingerboard wood is a significant factor in the sound. It’s easier for me to hear the difference between a maple and a rosewood fingerboard than between an alder and ash body”.
Gary Willis avoids graphite reinforcement for a different reason: It raises the neck’s resonant frequency, and he prefers lower-frequency resonance. Still, some feel graphite (a.k.a. carbon fiber ) makes the ideal neck material. Rich Lasner says, “A graphite neck eliminates sympathetic vibrations that either cancel out or favor notes, because the neck’s resonant frequency is above the range of the instrument’s fundamental. The idea is to give the truest fundamental tone possible, and because of the material’s greater stiffness, the notes sustain longer”.

Грифы:
Хотя основную массу инструмента составляет корпус, материалы и конструкция грифа важны для звука. Некоторые производители считают, что цельный кусок дерева – лучшее решение, другие предпочитают подход с использованием ламината. Некоторые считают, что усиление грифа жёстким и лёгким материалом, как графит, улучшает звучание, в то время как другие выбирают в качестве наилучшего подхода изготовление всего грифа из альтернативного материала. Все соглашаются, однако, что гриф должен быть достаточно прочным, чтобы выдержать натяжение струн. “Ламинированные грифы более стабильны”, - говорит Bob Mick, “но вообще более увесистые (heftier) грифы дают лучший звук ”. Ken Smith полагает, что графитовое усиление сглаживает (выравнивает) отклик грифа, в то время как Roger Sadowsky предпочитает ламинатным конструкциям не усиленные, цельные кленовые из одного куска плоского распила (может продольного? flat sawn). “Каждые несколько лет я делаю набор грифов с графитовым усилением, лишь для того, чтобы напомнить себе, что это не даёт большой разницы”, - говорит Sadowsky. “Они всё равно имеют акустические мёртвые зоны, и они не получаются существенно жестче, чем грифы без усиления. Однако дерево накладки – существенный фактор для звука. Для меня легче услышать разницу кленовой и палисандровой накладки, чем ольхового и ясеневого корпуса”.
Gary Willis избегает графитового усиления по другой причине: это повышает резонансную частоту , а он предпочитает   низкочастотный резонанс. Однако, некоторые считают графит (углеродное волокно) идеальным материалом для грифа. Rich Lasner говорит: “Графитовый гриф устраняет ”симпатетические” (ответные колебания связанных колебательных систем при возбуждении одной из них) колебания, которые либо гасят, либо выпячивают ноты, поскольку резонансная частота грифа находится выше основной частоты (надо полагать, фундаментальной частоты самой высокой ноты) инструмента. Идея заключается в том, чтобы получить наиболее правильный основной тон. А из-за большей жесткости материала сустейн (затухание) нот становится длинней.\n\n[size=8](Добавление)[/size]
2Bassmast: далее, не претендуя на истину в последней инстанции, поясню опираясь на простые основы сопромата:

Гриф можно уподобить линейке прижатой одним концом к столу. Потянув и отпустив конец линейки можно заставить её колебаться. Чем выше отношение жесткости линейки (модуль Юнга) к плотности материала (точнее к более хитрой вещи типа момента инерции её поперечного сечения), тем выше частота колебаний.
Вопрос в том, хотим мы или нет, чтобы эта частота попадала в диапазон основных тонов колеблющихся струн и резонировала с ними, или нет.
Графитовые грифы - путь, чтобы вывести резонанс из данной частотной  области. Но на примере Gary Willis'а видим, что это устраивает далеко не всех.
Кроме того, графитовые грифы из-за жескости анкером не подстроишь так просто.   \n\n[size=8](Добавление)[/size]
2Znake: о, никакого колдунства! Просто применение описанных выше идей.

12

Re: Лечение мёртвых зон

Наверное более правильнее было бы сказать, что не резонанс, а резонансная частота лежит в низком диапазоне.

13

Re: Лечение мёртвых зон

По поводу графитового усиления деревянных грифов протиречивые мнения. Г-н Sadowsky считает это малоэффективным мероприятием.

Мде, я тоже так теперь считаю) На моем фендере, с этим ихним "посифлекс", пресловутое
ре на соль звучит никак.

14

Re: Лечение мёртвых зон

ув Noirorion, я к сожалению бас-гитары не делаю и не ремонтирую, только играю на них, тем не менее огромное спасибо за перевод, очень интересно было почитать.
Кстати, тоже скажу вам интересную вещь. Играя на безладе, когда цепляешь струну повыше к грифу, возникает звук с безладовым "зудением". Так вот это "зудение" тоже очень сильно раскачивает гриф, когда берёшь аккорд, гриф так и вибрирует под пальцами. Это происходит от того, что струна задевает непосредственно накладку грифа и как бы "заводит" его. Это так, мои личные наблюдения.

Перестань придумывать причины, чтобы меньше заниматься! (c) Nitkin

15

Re: Лечение мёртвых зон

2Znake: да, конечно, речь о частоте, в переводе точнее написал.

2Animserg: по многим отзывам в инете у Fender'ов часто наблюдается данная проблема в районе 5 лада G, т.е. нотка До. Похоже, это тот "баг" изначального дизайна, который уже "не баг, а фича!". Использование графитовых стержней (труб) posiflex, видимо, приводит всё же к некоторому повышению резонансной частоты и переезду проблемы повыше на Ре. Просто отмечу, что у posiflex есть ещё задача более стабильного поведения грифа при изменении внешних условий, с которой он у Вас, надеюсь, справляется.

Я натолкнулся на отзывы людей, имеющих помимо прочего инструменты Sadowsky и Lakland. Говорят, что где-нибудь всё равно есть проблемка, и надо при выборе понять, мешает ли она конкретно Вам. Меня обескураживало, что у меня целых три лада подряд грешат. Один узкий резонанс можно, наверное, вытеснить в межладовое пространство с помощью FatFinger'a и анкера, или ужится с ним мирно.

Тем не менее, поминаются Fender'а без такого рода проблем. Либо они прошли мастерскую доводку  типа указанной ув. Ниткиным, либо изначально по удачному стечению обстоятельств параметры древесины привели к хорошему акустическому сочетанию грифа/корпуса и струн. Я бы на месте мастеров проверял гриф на стадии изготовления на предмет его "акустического потрета" с помощью не очень сложной техники. Думаю, часть из них так и поступает. Ибо это путь к более точной предсказуемости звучания. Хотя, наверняка им жалко будет отбраковывать несколько уже обработанных кусков ценной древесины. Авось и то что есть зазвучит, как надо тому или другому клиенту.

2Bassmast: на безладовиках конечно струна тоже интенсивно взаимодействует с грифом. Причём в силу того, что подушечка пальца дополнительно глушит струну и укорачивает сустейн, проблема ещё острее, если есть dead spot. Вот недавно смотрел на youtube безладовых исполнителей. Многие играют хорошо, дух Jaco! Но опытные комментаторы пишут мол, молодец парень, хорошо играешь, только вот бас у тебя хреновый, сустейну нету.

16

Re: Лечение мёртвых зон

ув Noirorion, раз вы переводите столько текста, не могли бы вы на пользу всему басовому сообществу перевести материалы по настройке инструмента с сайта www.garywillis.com. Там в разделе bass--->setup много материала по настройке бас-гитары, а ещё и материалы по настройке безладовых инструментов. Думаю, все будут вам благодарны;). Я бы и сам, но моё знание английского просто никакое.
Кстати, там ещё есть классная рубрика Ask Willis. Хммм, что бы это значило. А в Archives лежат уже полученные ответы на вопросы, а ведь есть ещё и уроки там же. Люди, переведите, а:shuffle:

Перестань придумывать причины, чтобы меньше заниматься! (c) Nitkin

17

Re: Лечение мёртвых зон

у меня на американском Фендере Джаз Бас были на ноте До на струне Ми, нота Фа на струне Ля... :( На Тюне то же самое... :spy:  именно До и Фа на тех же ладах... :insane: Играю в других позициях и не парюсь, нет иногда забегаю туда... :rolleyes: но потом быстро быстро оттуда...  :D   Как сказал John Giblin - он полностью избавился от этого только на инструментах с графитовым грифом... :umnik: А так - все равно где нибудь будет... :( или потом опять вылезет ;)

18

Re: Лечение мёртвых зон

2Bassmast: Хорошо, будет перевод. Глянул, текста немного в разделе настройки. Возможно, моя лексика из области бас-гитарной тематики будет не вполне точна, но разберёмся как-нибудь, поближе к выходным. Хотя настоятельно рекомендую аглицкий всё-таки освоить, ибо очень много полезного на нём.

2Bassmanic: о, вот это, наверное, зрелый и правильный подход. А это тот самый Fender JB, способный сдуть Rickenbacker?

19

Re: Лечение мёртвых зон

ага... он просто удачный был... сравнивал с другими - сдувал и другие (тестировал в магазине в Германии)... ;)

20

Re: Лечение мёртвых зон

Noirorion, просто спасибо! Очень приятно почитать.

Роза пахнет розой, но это лучше, чем получить острой палкой в глаз. (кот Ик)

Продаю бас по той причине, что хочу заказать у Стаса ещё бас, который будет сделан с очень дорогого материла - дерева. (c)Beyba

21

Re: Лечение мёртвых зон

2VictorW126: :beer:

2Bassmanic: спасибо Вам за действительно ценный комментарий, просто он подтвердил некий вывод, который стал складываться у меня по инфо из разных источников, что музыканты с большим опытом вполне могут мириться с проблемой, если инструмент в других отношениях хорошо отвечает их чаяниям.
Вот бы раздобыть неплохой такой Fender JB, прощу ему короткий "бум", если не очень их много будет таких.

22

Re: Лечение мёртвых зон

Вот кто как, а я с интересом прочитал топик :beer:

Заодно выяснили, что мёртвые зоны как минимум можно вылечить разными струнами :umnik:

А кстати - как называется, когда во-первых струны звучат на разной громкости, и во-вторых - на разных ладах разная громкость, когда играешь вроде ровно, и вдруг какая-нибудь нота выпрет или наоборот - будет тише? :shuffle: